Колонка №29: Акриловая лессировка


В одной из первых статей о создании творческих тетрадей я уже перечисляла инструменты, которые могут понадобиться для работы: "Колонка №2: Всё, что нужно для работы увлечённому артбукеру". На вопросы о том, чем лучше всего рисовать в тетрадях - карандашами, мелками, акварелью, тушью, гуашью или акрилом, я всегда отвечаю - акрилом!

My moleskine paintings

Акрил достаточно удобен в использовании. Он очень просто разбавляется водой, и тогда рисовать им можно как акварелью. Если нужно нарисовать что-то более толстым, густым слоем краски, акрил можно брать прямо из тюбика в чистом виде и рисовать как гуашью. Высыхает он очень быстро, а по высохшей матовой поверхности можно спокойно работать даже тушью или фломастерами. Самое же главное достоинство акрила в том, что после полного высыхания он не смешивается с новыми слоями краски, которые наносятся поверх первого слоя. На рисунке не образуется грязи, как в случае работы с гуашью, когда ранние слои краски смешиваются с новыми.

То, о чём я хочу рассказать, не совсем лессировка. К тому же для работы в артбуке не нужно смешивать какие-то специальные лаки с пигментами. Я спокойно использую акрил по тому же принципу - одна полупрозрачная краска наносится на другую так, чтобы нижний слой "светился" через верхний. Дополнительно я растираю салфеткой мазки верхнего слоя.

Сначала я готовлю фон - беспорядочно наклеиваю кусочки бумаги на развороте своей тетради.
Artbook background with acryl, Step 1

Для того, чтобы на белой кальке не оставалось следов от канцелярского клея, я использую специальный клей, похожий по своей вязкости на обычный клейстер из крахмала или муки, и наношу его плотно кисточкой на обратную сторону бумажки. Обойный клей или клей ПВА тоже подойдут.
Artbook background with acryl, Step 2

Для того, чтобы разбавить акрил водичкой, мне удобнее выдавить немного краски из тюбика в баночку и разбавлять уже там. Жидким слоем акрила я покрываю весь разворот.
Artbook background with acryl, Step 3

Вот так это выглядит после первого слоя, закрашенного жидким акрилом.
Artbook background with acryl, Step 4

После полного высыхания поверхности я развожу в баночке более густую массу акрила и зарисовываю разворот синим. Работать нужно быстро, чтобы акрил не успел подсохнуть.
Artbook background with acryl, Step 5

Как только страничка полностью покрыта краской, я растираю новый слой обычной салфеткой от центра к краям. Отдельные мазки растираются очень красиво, а нижняя бежевая поверхность начинает более ясно проглядывать через верхний синий слой.
Artbook background with acryl, Step 6

Вот так это выглядит после работы салфеткой. Обратите внимание, что слева я проложила странички большим куском бумаги. Это для того, чтобы не испачкать нижние, уже красиво зарисованные странички. Для этого можно использовать любую ненужную бумажку - гезету, страницы из журналов и т.д.
Artbook background with acryl, Step 7

Потом я ещё многратно покрывала страничку то бежевой, то голубой, то красной краской. Растирала салфеткой, смывая границы между новым и предыдущими слоями. Получилась вот такая насыщенная слоями поверхность.
Artbook background with acryl, Step 8

Когда я осталась довольна фоном, я нарисовала узор простым карандашом и расписала акрилом.
Artbook, finale

Вот так выглядит готовый разворот.
My moleskine paintings

Подобную технику акриловой лессировки и растирания салфеткой можно использовать и исходя из более тёмного фона. В примере, приведённом ниже, я сначала зарисовываю фон жёлтой, оранжевой и красной краской. После высыхания наношу слой синей краски, растираю салфеткой, жду высыхания и наношу слой бежевой краски, растираю и т.д.

Artbook's background, Step 1

Artbook's background, Step 2

Artbook's background, Step 3

А это рисунок, для которого понадобился такой насыщенный фон. Здесь я обошлась без клочков бумаги на фоне разворота, но цветовой многоплановости тоже вполне достаточно.
My moleskine paintings, Step 4

Так выглядит конечный результат
My moleskine paintings

My moleskine paintings, detail

Удачных экпериментов и приятного творческого выдоха!
спасибо!
а у меня вопрос :)
несколько раз сталкивалась с тем, что акрил, высыхая, оказывается менее прозрачным, чем в мокром виде - в результате тщательно подготовленная поверхность еле-еле проглядывает (если вообще проглядывает; скажем, предполагалось, что текст будет просвечивать и немножко читаться, а готовый результат - "вижу буквы, но какой это язык - непонятно"). А многослойный фон, задуманный как прозрачный и многослойный, оказывается каким-то замученным и перегруженным.
Значит ли это, что краску надо просто очень сильно разводить водой? сильнее, чем кажется необходимым в самом процессе?
Нужно просто поэкспериментировать, какой "раствор" подходит Вам больше. Сильно густой акрил закрашивает слишком сильно, слишком жидкий быстро впитывается и почти не оставляет следа.

Обычно да, акрил становится более матовым. Нужно смотреть в каждом отдельном случае, почему фон получается замученным. Может дело вовсе не в акриле, а просто слишком разные по структуре материалы? Или мазки слишком жирные. Я все свои фоны без исключения делаю акрилом. Чувства замученности фона у меня пока ни разу не было :-)
Пишите еще обязательно! Так хорошо и красиво все описываете и показываете, что прямо хочется сразу вскочить и делать также )
Но вот у меня глупый вопрос наверное, просто я совсем не художник,и все не могу понять вот что, когда закрашивает фон акрилом, а потом пытаешься поверх рисовать, ведь рисунок получается очень блеклым, тусклым и даже грязноватым, а вот у вас гляжу все как надо ярко и красиво, не могу понять в чем дело, в красках? я уже думала что надо сначала на чистом листе рисовать а потом, уже оставшееся пространство закрашивать, но это и дольше, и не так красиво выходит если опыта нет..
Дело действительно может быть в красках. Я рисую акрилом от фирмы "Schmincke". Он немного дороже, чем у других фирм, но его и хватает намного дольше + цвета очень насыщенные. И нужно не бояться повторять цвет несколькими слоями. Т.е. сделать первый слой, подождать, пока высохнет и повторить покрытие.

Если присмотритесь к картинкам в предыдущей колонке, там я даже обычным цветным карандишиком ещё по акрилу порисовала и сделала листики темнее.
мне понравилось наносить акрил губкой - еще и фактура выпуклая получилась. по ней следущая краска легла очень интересно
Я эту технику использую даже когда маски из папье-маше раскрашиваю. Тогда лицо и румянец получается более естетсвенным :-)
Наташа, огромное спасибо! я с акрилом никогда не работала, обычно использовала акварель, цветные карандаши, тушь. к акрилу всё не знала, как подступиться. теперь же, после таких обалденно подробных инструкций, уже не так страшно пробовать и стало понятно, с какой стороны к этим краскам подходить:) надеюсь, что-то хорошее получится! ))
видя конечный результат никогда бы не поверила что он так начинается, просто волшебство какое то. Вы просто фея !
спасибо, надо опробовать обязательно
Как получить глянцевый рисунок?
(Anonymous)
Добрый день!
Никогда с акрилом не работала раньше и полагала (как теперь понимаю, наивно), что рисунок акрилом выглядит глянцевым.

Подскажите, пожалуйста, чем рисовать, чтобы получить глянцевый рисунок?

Заранее спасибо!
Re: Как получить глянцевый рисунок?
Тоже акрилом, просто густым. Не разбавлять его водой.
Спасибо!! Очень полезно!
А можно спросить, чем вы буковки писали? (я имею в виду белый цвет во втором варианте). Я пробовала белую тушь по акрилу - ее почти не видно (слишком прозрачная). Можно, конечно, белым акрилом писать, но тогда каким инструментом? Ведь придется рисовать буквы кисточкой, а хочется писать пером.