Из личного опыта:)

ВДОХНОВЕНИЕ ИЗВНЕ: КАК ЗАГОРЕТЬСЯ, НО НЕ ПЕРЕГОРЕТЬ



Некоторое время назад в нашем сообществе я прочла пост участника ilmira_b (процитирую целиком): "Вчера вечером со мной случилась такая история. Я пришла после работы, сделала нужные дела, к 21 ч. я была, наконец, совершенно свободна. Мной овладело какое-то дикое желание начать делать альбом. Ну, думаю, часа два у меня есть, почему бы не начать? Сажусь за стол, перебираю свои бумажки, заготовки и понимаю, что дико хочу сделать АТС-ки (заготовки для которых у меня валяются уже 3-ю неделю). Начинаю вырезать, перебирать, вожусь так где-то час. То, что вырисовывается, мне совсем не нравится. Кручу и так, и так, - не то. Хватаю блокнот, в котором у меня есть готовые фоны. Еще полчаса пробую разные варианты. Тоже не нравится... В итоге, в каком-то полном отупении я понимаю, что нужно подобрать другие фотографии. Включаю ноутбук, смотрю, отбираю. Отбираю, в итоге, фото, но для ЖЖ, а не для альбома. Потом падаю спать.

Результат: практический - полный ноль + огромная куча обрезков, бумажек и прочего на рабочем столе и на полу (то есть сейчас я пойду домой и буду просто все это убирать на место, если сил хватит).

У меня никогда такого не было. Испытывала я при этом какие-то странные чувства: от радости и вдохновения до отчаяния. Если у какого-то был похожий опыт, помогите понять, что произошло."



КОСТЕР КАК НАУКА: ОТ БУМАГИ - К ПОЛЕНЬЯМ


Внимательно перечитав сообщение, я попыталась обратиться к собственному опыту возгараний и неудач и сформулировать принципы, позволяющие мне работать максимально эффективно, даже если вдохновение было искусственно подогрето. И вот, что у меня получилось.

Всем мало-мальски творческим людям знакомо это жгучее чувство - вот прямо сейчас, не откладывая ни на минуту, сесть и начать творить! И чтобы непременно шедевр или, хотя бы, что-то близкое. А вспомните все эти умопомрачительно вдохновляющие походы в музеи, разглядывание чужих работ, специализированных книг для художников, цепляющая за какие-то таинственные струнки музыка - все эти вещи служат топливом, независимо от того, осознаете вы это или нет. Эдакое вдохновение извне - ВНЕвдохновение. Обратите внимание на составные части этого несуразного слова - создается полная иллюзия чего-то, что проходит лишь по касательной! Поразительно! И это при том, что ощущение это прекрасное и, несомненно, нужное всякому творцу!.. Прекрасное, но, увы... недолговременное. И чаще всего происходит так: вдохновившись, вы прибегаете домой, достаете материалы, бросаетесь в работу, как в омут - с головой, и!.. И тут оказывается, что ничего не выходит.

В моей жизни такое случалось не раз. И я осознаю, что это вдохновение, спровоцированное чужим творчеством, - оно как бумага в неумело разложенном костре. Горит ярко, но быстро. И самое плохое, что неумело сложенный костер от такой бумаги не загорается. Нет взаимосвязи между бумагой и дровами. "Растопки нет!" - сказал мой муж однажды, наблюдая, как я пытаюсь развести огонь газетами. Растопка - это деревянные щепочки, которые, загоревшись от бумаги, поджигают поленья. Так и в творчестве - бумаги мало, нужны щепки.

В качестве щепок предлагаю следующее: не спешите бросаться за работу. Внутри клокочет, а вы подождите. Терпение нам только на руку.

- Попробуйте сначала осознать, ЧТО именно вы хотите сделать. Попробуйте увидеть это внутренним взглядом. Пока вы НЕ ЗНАЕТЕ, что будете рисовать, за работу не беритесь.

- Определитесь с жанром. Что это будет? Если портрет, то подходы будут одни, если натюрморт - другие, если фантазийная работа или, предположим, иллюстрация, - и подходы будут, соответственно, разные. Заставьте свои мысли следовать строго в русле избранного жанра.

- Определитесь с темой. Что будете рисовать в выбранном жанре? Для примера: если выбран натюрморт, то какой? Супница, огурчики, сальце на фарфоровом блюдце, рюмочка...:) Или это совсем о другом - о чем, в таком случае? Что выхотите ПЕРЕДАТЬ? Чего ДОБИТЬСЯ?

- Выберите материалы. Не секрет, что материал диктует. Одно дело - клеить коллаж, другое дело - писать акрилом, правда? Не раскладывайте вокруг себя все-все-все - от угля до масла. Вы потеряетесь. Ограничьте круг необходимого, а остальное уберите подальше.

- Найдите вспомогательные изображения, если это требуется. Например, когда мне надо было рисовать птиц для детской энциклопедии, я распечатала себе десятки изображений нужных видов в разных ракурсах: от рисунков до фотографий. Это помогает структурировать мысли, и частенько наталкивает на хорошие идеи.

- попробуйте на скорую руку набросать черновик того, что собираетесь рисовать. Поиграйте с композицией. Для этого удобно вырезать силуэты объектов и располагать их так-сяк на нужном формате. Удачные композиционные решения можно перерисовать, зафотографировать, закрепить клеем и т.д.

- Если вы пока не видите композицию в цвете, точно также поиграйте с разными сочетаниями. Это можно делать на палитре, на бумаге, в цветовой схеме, которую я описывала тут. Выберите основной цвет, дополняющие цвета, контрасты. Если колорит не выходит, воспользуйтесь чужим колоритом (принцип копирования колоритов описан там же).

- Когда композиционный набросок готов и колорит определен, полезно сделать еще один черновик - на новом листе повторите композицию и уложите в нее выбранные цвета. Если результат вас устраивает, можно приступать к работе.

АРТБУКЕР ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК:)


Помните, что у вас - разворот, и это определяющее слово! По сути, артбук - это книжный формат, что означает наличие двух полос, которые должны составить единое целое - и композиционно, и колористически. Для разворотов также необходимы композиционные наброски.



Sara Fanelli


- Если вы хотите сделать сразу несколько разворотов, есть смысл сочинить раскадровку. Она устаканит ваши творческие порывы и послужит путеводной нитью в дальнейшей работе.

Вот так выглядит раскадровка:



Юрий Норштейн


- Если ваш разворот никак не желает выстраиваться, закрасьте его одним-двумя-тремя цветами и уже к этому колориту примеряйте изобразительные элементы и шрифты.



© Sam Toft


- Если вам сложно справиться со структурой разворота, используйте минимум деталей и самые простые композиционные принципы - к примеру, пускай все элементы выстраиваются в геометрических порядках. В шахматном порядке, в одну линию, по диагонали - не важно. Главное здесь - упорядочение мыслей в вашей голове.



Susy Waters

- Если и это сложно, используйте один элемент на цветовом фоне. Уравновесить его можно шрифтами, рукописными надписями, штрихами, линиями и т.п.



Susy Waters


- Сильно облегчить себе задачу можно, если отбросить рисование "на вылет". На вылет - означает без рамок и полей. Ограничьте свой разворот двумя рамками любого размера, вписанными в полосы. Остальное пространство сразу закрасьте одним или несколькими цветами.

Я веду это к тому, что белое пространство часто пугает (и особенно неопытных художников), и, избавившись от него, вы освободите и себя от страхов.

- Если ничего сюжетного в голову не приходит, вспомните о красоте абстрактных и - на первый взгляд - хаотичных штрихов и пятен. Например, как это совершенно виртуозно делает Susy Waters.



Susy Waters


ЕСЛИ ВСЕ РАВНО НИЧЕГО НЕ ВЫХОДИТ


Отложите. Смените род деятельности. Выпейте чаю, прочтите главу любимой книги, поиграйте с ребенком, прогуляйтесь в парке, вымойте посуду. Главное - оторвитесь от собственной неудачи и ПОДУМАЙТЕ. Не над тем, ПОЧЕМУ НЕ ВЫХОДИТ, а над тем, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВЫШЛО.

Не укоряйте себя. Даже великие мастера испытывали неудачи.

Не спешите разочаровываться в собственных силах! ВЫ МОЖЕТЕ, а тот факт, что ИМЕННО СЕГОДНЯ вы не смогли, еще ни о чем не говорит. Сможете завтра, послезавтра, через неделю. Сможете. А если от страха последущих неудач вы перестанете рисовать... страшно подумать, на какие муки вы себя обречете! Не поддавайтесь этому страху.

Ни в коем случае не надо сидеть в ворохе... неудач. Все эти ни к чему не приведшие листочки, черновики, вырезки, фотографии, распечатки.... Сейчас я дам лучший совет - СОБЕРИТЕ И ВЫБРОСЬТЕ. Дело в том, что начинать после неудачи нужно с НОВОГО материала. Старый психологически потянет за собой уже пережитое перегорание. Вокруг нас миллионы интересного/красивого/вдохновляющего! Не корпите над тем, что прошло в пустую.

Если среди того, что я предлагаю выбросить, есть что-то невозобновимое и крайне для вас ценное - так уж и быть:) Оставьте, но имейте в виду - тогда придется сменить тему. Иначе подсознание угодливо напомнит: вот с этими цветочками ничего вчера не вышло, и сегодня не выйдет!

А бывает еще и так, что ценное для вас - ценно поверхностно, но если разобраться, оно потому и не вписалось, что лишено эстетического обаяния ЛИЧНО ДЛЯ ВАС. Даже если вам сейчас кажется иначе.


ЕСЛИ ВРЕМЯ ОГРАНИЧЕНО


И напоследок о насущном. В суматохе жизненных дел сложно выделить на творчество достаточно времени, и чаще всего у нас есть два-три часа на все удовольствия, да и то - когда близкие-домашние утихомирились в постелях. Как быть со временем? Как все успеть и не напортачить? Как не истратить драгоценные часы зря - перегорев и не добившись результата? Довольно сложные вопросы и один ответ: никогда не ограничивайте свою работу! Если вы знаете, что у вас два часа и ни минутой больше, не старайтесь за это время поностью закончить. Рисование - такая вещь, где лучше не спешить. Лучше в раздумьях посидеть на обочине и составить маршрут, нежели мчаться без оглядки и без гарантий. Оставьте работу до следующего раза. Таким образом вы сможете немного остыть и более критично оценить сделанное. Возможно, что-то придется изменить. Возможно, придется все переделывать заново. Не пугайтесь переделок и изменений - это так нормально, что и говорить не о чем. А ваша личная стена в Лувре вас обязательно дождется, обещаю! Главное - верить в себя и правильно разводить костер.

(с)
Спасибо огромное за такие советы! Все очень толково!
спасибо, очень круто написали! со многим согласна.
спасибо) такие посты помогают не попасть или выйти из творческого кризиса
ух спасибо! очень жизненно и вовремя!
Спасибо! Так верно и так нужно, и конечно же всегда вовремя. И далеко не только про рисование...
Очень и очень полезно, спасибо за статью!
Спасибо! Я и не ожидала, что мой канючный пост будет включен в такую замечательную и полезную статью! Перепощу к себе, чтобы все прочитали)
Спасибо за статью. Очень полезные для меня вещи сформулировали.
Спасибо! Очень-очень полезная статья!